Прежде всего, сериал «Берсерк» — тот редкий светоч, которого так не хватает современной японской анимации. Некоторые называют «Берсерк» мистикой. Отчасти они правы, но если вырезать из сюжета первый и последние два эпизода, то место мистики занимает отличнейшая вариация на тему средневековья, с такой дотошностью и любовью воспроизведенная, что хочется хлопать в ладоши господину Наохито и автору манги Миуре. Именно Миура придумал тот эпос, который мы видим на экранах: кровавые войны, длящиеся несколько серий, сменяются балами и интригами дворянства; жизненный путь Гриффита, за который переживаешь, будто это твой путь — кончается так мрачно и дико, что уже не находишь слов для его осмысления; а еще Гатцу — махающий мечом, как последний скандинавский берсерк, но задающий сам себе отнюдь не берсерковские, а скорее шекспировские вопросы. Все это тут есть, и все это очень хорошо поставлено и снято. Настолько хорошо, насколько это вообще возможно в анимационном сериале. Именно эта дотошность мангаки и сценаристов вывела «Берсерк» из тематики сопливых сериальчиков для маленьких детей на неимоверно высокий уровень для ТВ-сериала.
В сериале очень много героев и все они проработаны на достаточном уровне. Двадцать пять эпизодов авторы не потратили впустую, а успели рассказать о каждом персонаже ровно столько, сколько он того заслуживает. И если второстепенным героям отведены несколько минут откровений в трактире, то главные герои раскрывают свою сущность буквально весь фильм. Флэшбеки, как неотъемлемая часть почти любого сериала, тут расцветают в полной силе. Каска, например, выбирает отличный момент рассказать Гатцу о своем детстве, сидя под деревом во время дождя, а Гатцу в свою очередь думает о жизни, идя в атаку на неприятеля. И если оба персонажа недолюбливали друг друга в начале эпоса, то в конце зритель просто ждет, когда они обнимутся. Это ожидание не волнует, а захватывает. В залах кинотеатра в подобные моменты хлопают и кричат что-то хвалебное, но такие вещи, как «Берсерк», люди обычно смотрят дома в одиночестве. Вообще, смотреть это произведение в группе очень неправильно — «Берсерк» создан для ночного просмотра, его нужно долго обдумывать и переваривать, несмотря на то, что при беглом взгляде — это просто экшн.
Если рассматривать стилизацию сериала, то налицо явный перебор использования технологии «Still Frame», знакомой нам еще и по «Медицинским картам Черного Джека». Технология эта заключается в создании своеобразного стоп-кадра, который подводит итог какому-то важному событию или является концом эпизода. Эти стоп-кадры имеют несколько другой стиль изображения, отличный от прорисовки всего сериала, в результате чего у зрителя складывается ошибочное представление о том, что это ему показывают фрагмент манги. Ошибочное оно потому, что манга Миуры черно-белая, да и стилизация у нее совсем другая.
Как вы уже поняли, «Берсерк» снимался по манге и почти на сто процентов следует ее сюжету. Некоторые моменты, конечно, неизбежно вырезаются, а какие-то заменяются новыми, но это малая доля, на которую не стоит обращать внимания. Сериал заканчивается на двадцать пятом эпизоде, хотя по сюжету «Берсерку» еще очень далеко до завершения. Он обрывается неожиданно и на таком неподходящем месте, естественно оставляя кучу вопросов. Ответы авторы постарались дать в первом эпизоде, больше смахивающим на двадцать шестой, но получилось это как одна большая недосказанность.
В заключение хочется отметить, что для меня «Berserk» стал долгожданным откровением. Я просмотрел двадцать пять серий в два захода, что до этого со мной никогда не случалось.
Уфф… Наконец-то, я его досмотрел…
Впечатления на редкость тяжкие. Несмотря на авторский спойлер в начале, несмотря на очевидность плохого конца, финал в духе «EoE» всё-таки задевает. Боль. Отчаяние. Смерть…
С самого начала сериал поражает своей искренностью. Мечи скрещиваются, летят искры, кто-то должен умереть. Реализм, всё как в жизни и поблажек не будет. Здесь нет извечного фэнтезийного противостояния Света и Тьмы. Никакого Света в «Берсерке» нет в помине, зато Тьмы предостаточно. И если есть на свете высшие существа, то это бестии Тьмы, ибо у высших существ свои желания, свои цели, своя великая Мечта, а мы – люди – лишь жертвы на алтаре этой мечты. Зло окружает нас, Тьма застилает взгляд,и только где-то в глубине души теплится искорка Света. Добро - оно лишь внутри нас и нигде более. На какой путь встанешь ты?
Живут на свете два мальчика: один – красивый, обаятельный, стройный; другой – крепкий, грубый, мускулистый. Один мечтает стать великим правителем, другой – великим воином. Один платит за свою мечту чужой кровью, другой – своею собственной. Одного ждет ад, другого – вечная битва. А главное, удел их предопределен, поскольку нет иного пути к воплощению их мечтаний. Они стоят друг друга, они – друзья, или непримиримые враги, они – Тьма и Свет, такие, какими они существуют в нашей жизни.
.....
[Гораздо позднее]
Отношения Гатса и Гриффиса – тема для отдельного разговора. Это можно назвать стержнем всего сериала (именно сериала, но не манги). Итак:
Для Гриффиса Гатс был не просто ступенькой для достижения Мечты, он стал его пьедесталом, опорой, надежной, как скала. «Ты мой, ты мне нужен,» - говорит он Гатсу. Гатс нужен ему даже больше, чем он готов признать. Гриффис высокомерен и привык ставить себя выше всех. «Они мне не друзья,» - говорит он. Но Гатс для него гораздо больше, чем друг. Это действительно похоже на любовь, Гатс становится неотъемлемой частью его мечты. Во время их второй схватки Гатс совершенно спокоен, а Гриффис трусит. Он понимает, что, проиграв, теряет все, и воспринимает уход Гатса как предательство. В ответ Гриффис предает Гатса соглашаясь стать королем демонов.
Для Гатса Гриффис в первую очередь друг. Друг, от которого можно уйти, и можно вернуться, если друг окажется в беде. Его сильно задевают слова Гриффиса: «Они мне не друзья». Он может полюбить Каску, но полюбить Гриффиса - для него это нонсенс. Бой с Гриффисом для него просто возможность утвердить свою правоту в споре. Он даже не подозревает, что его уход для Гриффиса означает падение. Гатс самодостаточен, а Гриффис – нет.
Вот тут возникает очень тонкая дилемма. Гатс, считая себя вольным наемником, волен уйти когда того захочет. Но его уход неизбежно приведет к смерти всех его друзей. Такова цена свободы воли. Человек, имеющий друзей, не может быть свободен.
С другой стороны Гриффис, которому друзья необходимы, принижает их, ставит ниже себя. И в тоже время стыдится этого. Его желание иметь Настоящего (идеального) Друга становится навязчивой идеей, а уход Гатса – трагедией. Его судьба оказалась в руках человека простодушного, живущего одним днем.
Вообще "Берсерк" сериал уникальный, для просмотра обязательный. Он интересен далеко не одними батальными сценами. Серьезных изъянов не нахожу, все очень к месту
«Лучше сгореть, чем увянуть».
Сколько звезд на небосводе? Мириады. Все они мерцают одинаково. И только несколько сияют ярче всех. О таких звездах и пойдет речь.
Мир средневековья. Здесь все чувства и эмоции настолько сильны, что не скрываются в потаенных уголках человеческого сердца: если это ненависть, то до войны, если трусость, то до низшей подлости, а если любовь – то до самой смерти. Амбиции здесь затмевают чувство самосохранения, а свобода – это ключ. Здесь за мечтой идут до конца, неважно, будет ли там победа или смерть.
Каждому свое: сила одних в крепости рук, меткости глаза, размахе меча, а сила других в стремленьях, уверенности, с которой они ведут войска. Одни сражаются, идя за кем-то, а другие обладают силой вести за собой. Таким человеком и является Гриффис – предводитель банды наемников, Банды Ястреба. Он молод, в его синих, как небо, глазах пылает огонь решимости, молодому смелому сердцу не под силу совладать с амбициями.
Что может быть важнее мечты? Для него ответ очевиден – ничто. Мечта ведет его вперед своим ярким светом. Эта мечта всегда выше, и он не может достать ее, прикоснуться рукой, и от этого все яростнее идет к ней. Мы не вправе осуждать человека с великой мечтой. Человека, который для осуществления своей мечты пойдет на все, человека, кто предан ей, неимоверно силен и упорен только для нее одной. Но на пути сильных всегда стоят великие преграды. Но он видит в них лишь препятствия, которые преодолевает. А война… это лишь искры его мечты. Его инструмент. Фанатично идя к своей цели, он «заражал» людей этим стремлением. Они шли за ним, помогая ему воплотить ЕГО мечту в реальность.
Но на пути Гриффиса виною случая оказался Гатс… Кто он? Свободный и одинокий. Встретившись с ним однажды, командир Ястребов больше не хочет отпускать этого опасного зверя, даже ценой собственной жизни. Ища свое место в жизни, Гатс остается в банде Ястреба, борясь на поле брани рядом с Гриффисом. Непокорный, обладающий нечеловеческой силой. Только эта звезда может соперничать со светом мечты Гриффиса. Он единственный, за кого Гриффис готов отдать свою жизнь. Он доверяет только Гатсу. И именно Гатс становится единственной слабостью лидера Ястребов. Вместе с ним Гатс сражается и празднует победу, он готов ради друга на все.
Переломным становится разговор Гриффиса и принцессы Шарлотты на лестнице дворца. Гриффис говорит о положении, воле и мечте – слова, достойные короля. Слова одинокого человека о том, что все ястребы ему не друзья, мечтающего о «втором таком, как он». Тихая летняя ночь: Принцесса Шарлотта, с восхищенными глазами взирающая на своего героя, предводитель Ястребов, устремивший свой гордый профиль к звездному небу… и Гатс, стоящий внизу, весь в крови его, Гриффиса врагов, верный и преданный, слышит слова, которые разделяют его жизнь на «до» и «после».
«До» он пролил реки не только вражеской, но и своей крови за него. Идущие рядом, плечом к плечу, всегда вместе, готовые отдать жизнь ради друг друга. Так было, пока свет мечты Гриффиса не стал ближе и не затмил все. Теперь, как и до встречи с Гатсом, на первом месте – жажда. А Гатс идет уже не рядом, а позади, за ним.
После услышанного разговора Гатс видит единственный выход – уйти. Уйти, чтобы проложить свой собственный путь, перестать жить Его мечтой, найти свою и быть равным ему… Борьба – естественный путь силы. Борясь, Гатс становится сильнее и понимает, что его меч – его мечта и жизнь. Осознав это, он находит свой путь – путь воина.
Но его уход из Ястребов имел последствия. С тех пор, как он появился в банде, Гриффис изменился, Гатс стал частью его мира, его мечты. Без Гатса он потерял из виду дорогу и оступился… Впервые этот сильный человек поддался отчаянью и совершил роковую ошибку. Он потерял талисман. А что же было его талисманом? Красный Бехелит? А может быть сам Гатс?
Гатс, найдя свою дорогу, все же вернется к Ястребам. Ворвавшись светом во тьму, он спасет Гриффиса, вернее, то, что осталось от него. И они вновь будут вместе. Но свернуть с пути намного легче, чем вновь найти его. Слишком поздно Гриффис понял, что мечтал не только о власти… Оступившись однажды, бывший генерал самого опасного войска так и не вернулся на свой путь. Приняв ложную иллюзию за правду, он поддался во второй раз, поддался Демону, поглотившему некогда сильного, умного человека…
Это моя трактовка трагедии главных героев. Мангу я читать пока не спешу – на мой взгляд, и без манги чувства и мысли героев вполне закончены.
Хотелось бы добавить, что сколько бы раз я ни смотрела это аниме, всякий раз – как первый. Все те же эмоции, так же сильно, а подчас и намного сильнее захлестывают с головой, затягивая, не выпуская, оставляя большой отпечаток в сознании.
OST подобран со вкусом (Не вкусом крови! Насмотрелись!). Музыка под стать средневековью. Особенно хочется выделить Earth, Forces, Gats, Behelit и Tell me why. Почему-то создается сильное впечатление, что это не японский (хотя я прекрасно слышу и разбираю, о чем поют, и точно знаю – это японский).
Если бы не последние эпизоды с чудовищами, то получилась бы превосходная сага о средневековых рыцарях. Даже моменты с Духом Ночи вписываются в эти рамки, но не последние два эпизода… Конечно, они лишь отражение внутренней борьбы ангела и демона в каждом человеке. Пока Гатс был с ним, Гриффис был сильным и сопротивлялся демону. Оставшись один, он стал слабее. Кровавые смерти банды – олицетворение солдатских жертв на поле боя за идеалы одного человека. Дальнейшая жизнь Гатса – путь человека, освободившегося из-под гнета чужой мечты. Но, на мой взгляд, либо везде реальность с более мягкой интерпретацией внутренней борьбы, либо мистика на протяжении всего сериала.
Berserk заставляет задуматься о собственном существовании, о цели в жизни. После такого аниме хочется бросить работу, пусть и высокооплачиваемую, но не по призванию, уйти от молодого человека, чувства к которому давным-давно остыли, и идти вперед за своей мечтой до самого конца, неважно, будет ли там победа или смерть…