http://pwg.km.ru/images_pwg/anime_pwg10.jpg
«Видение Эскафлона» – аниме-сериал, снятый студией  Sunrise на основе идеи Кавамори Сёдзи, отца эпопеи   Macross. Создание подобного аниме было задумано еще в 1991, но проект удалось претворить в жизнь только в 1996. Что интересно, параллельно работе над сериалом издавалась и манга, причем два варианта: «вариант для юношей» Кацу Аки, публиковавшийся в журнале  Monthly    Shounen   Ace, и «вариант для девушек» Ясиро Ядзуру, печатавшийся в журнале  Monthly    Asuka   Fantasy    DX (обе версии основывались на дизайнах и разработках автора оригинала, но отличались от сериала и друг от друга как стилизацией, так и сюжетом). Кавамори Сёдзи, не новичок в подобном жанре, создал удивительное творение, вышедшее незадолго до знаменитого «Евангелиона», который оставил «Эскафлон» в тени, но истинные ценители отлично продуманного сюжета, интересных героев, качественного изображения не пройдут данное аниме стороной.
Одно из больших достоинств «Видения Эскафлона» – это сюжет. Он захватывает внимание с первой просмотренной серии и не становится менее увлекательным по ходу действия. Сначала о простом - параллельные миры; таинственная Гайя, с которой видно Землю, но которую нельзя увидеть с Земли; война; огромные роботы (гамельфы и мельфы)... Нет, в аниме этим никого не удивишь. Опять же корень всего повествования - борьба добра и зла. Обыденно и банально, но сводить весь сюжет «Эскафлона» только к решению данной проблемы нельзя!
Весь сюжет незаметно прорастает миниисториями - в их основе любовь, печаль, одиночество. К концу сериала нет уже общей сюжетной линии - она раздробилась на многие осколки, но если у Вас хватит терпения завершить данный витраж, сложить мозаику - Вы не пожалеете! Логичное перетекание сюжета от одного к другому не позволяет воспринимать информацию урывками, отнюдь. Все повествование подобно реке, в которую впадают ручейки, изменяя ее, дробля на составляющие, но река от этого не перестает быть рекой. В отличие от большинства аниме, серии - только ограничение по времени, но не по смыслу.
Итак, девочка Хитоми попадает в иной мир. В нем война, жестокость, смерть, романтика героев-рыцарей, взрослое отношение к ней и восприятие в качестве женщины. А девочке - немного лет, в ином мире остались мама, лучшая подруга, любимый человек. Но новый мир так манит неизведанным! Можем ли мы осудить Хитоми за желание остаться параллельно желанию вернуться? В принципе, иногда кажется, что все данное аниме - история взросления Хитоми, а остальное - обрамление, изящное и красивое до грусти.
Нельзя не отметить, что мир Гайи продуман до самых мелочей – история, письменность, народы и страны, техника и традиции… Все создает иллюзию реально существующего мира, который просто скрыт от наших глаз. Мир, по сюжету созданный Атлантами, придает и легендарной Атлантиде правдоподобность и шанс существовать в прошлом нашей Земли.
И вот начинаются приключения Хитоми на Гайе. Ей предстоит полюбить, подружиться, запутаться, отчаяться. И не только ей. В привычную жизнь героев «Видения Эскафлона» девочка вносит новизну, а новизна пугает и притягивает. Весь спектр человеческих чувств - на экране! И вот уже нельзя называть Хитоми главной героиней - все персонажи занимают одинаковое положение в сюжете.
В итоге - проверка человечества... Ему дано наследие Атлантиды, при помощи которого оно вольно уничтожить себя. Наивна гордость человека, дающего это оружие - пускай люди получат его, пока их уровень развития еще не достиг момента, ведущего к самоуничтожению. Но этот момент нельзя предугадать! Ошибка, выстраданная рукой, отданной дракону, и предательством родной страны и брата, которая может стать роковой для Призрачной луны. Ждет ли ее судьба Атлантиды? Не ждет. И два союзника, уже готовые убить друг друга, останавливаются... Потому что один из них почувствовал смерть брата - ошибки надо искупать, не так ли? Изящное, грустное решение, но оно – единственно верное в сложившейся ситуации. Герои выполняют свой долг, играют свои роли и спасают свой мир – что может быть проще. Ни пафосности, ни торжественности. Пожалуй, только трогательность…
И нет хэппи-энда - сын не остается с отцом, принцесса с женихом, Хитоми, запутавшаяся в чувствах, не может решиться на что-либо. Но конец светел и тих, ибо смерть искупает, а этот путь открыт для каждого... И еще - жизнь продолжается, а умереть - всегда не поздно.
Каждый персонаж данного аниме в чем-то лишний. Если вспомнить концепцию «лишнего человека», то «Видение Эскафлона» - явный пример воплощения в жизнь подобных образов. Здесь нет вопиющего одиночества или тоски. Тем не менее, чувства - неотъемлемая часть сериала. Само повествование достаточно динамичное, но главное - в молчании, обрывках фраз, поцелуях... Про Хитоми я уже писала, но есть множество других персонажей.
Два брата: один предал Родину по важным для него причинам, другой - увидел гибель этой Родины по вине брата... И прощение, которое (так нужно) приходит только вместе со смертью... Оно того стоит, но таких жертв не надо - мир и без них жесток. Хотя бы не с такой целью - спасти человечество, обезопасив его будущее. Умерший брат - «лишний», ему нет места, но и второй, не изменись он с течением сериала, был бы не лучше.
Принцесса, любящая образ и довольная любовью, перешедшей по наследству от старшей сестры. Ее долг - замужество с нелюбимым, но разве ее можно этим удержать. Однако миру не нужна любовь-порыв, любовь-страсть! Ему нужно перемирие, купленное такой ценой.
Средняя сестра - монахиня, не желающая себе подобной участи и прячущаяся в религии.
Старшая сестра, умершая и оставившая ребенка не от мужа, но от любимого. И сыну несладко, и отцу ребенка... Да и мужу. Нет этим безумным страстям места в мире. Они «лишние».
Рыцарь, прячущийся за честь от потерянной сестры, ушедшего отца, своего и чужого одновременно сына...
Торговец, купивший принцессу, но отдавший кольцо, почти завоевав ее сердце. Гордость? Жалость? Самолюбие?
Сестра рыцаря, ставшая его врагом-мужчиной, властители сражающихся держав, команда рыцаря... Этим людям нет места в мире, где выпущено на свет наследие Атлантиды. Но они есть... и это прекрасно!
И такие же жизненные и продуманные персонажи из нашего мира – страдающие и переживающие не менее, чем жители Гайи. Нет акцента на параллельном мире – просто основное действие сюжета происходит в нем, а герои – везде одинаковы.
Графика достаточно специфична. Но вот только к концу сериала герои становятся настолько симпатичны, что их оригинальность только радует. Никакого фансервиса, никаких эмоций, бурно выражаемых героями. Этого не нужно. Аниме так красиво, что не нуждается в дополнительных украшениях. Фоновая прорисовка - никак не цепляет, но зато больше внимания уделяется персонажам. Движения достаточно хорошо проработаны. Боевые машины - красивы, не хуже Евангелионов. Внешность персонажей отвечает их характерам - идеальное сочетание. И при всем этом - белые и черные крылья, перья и полеты. Яркие краски одежды и темные фоны. Голубое небо с белыми облаками, пейзажи Атлантиды... И девочка в национальном костюме, протягивающая игрушку измученному мужчине на белом снегу. Мгновение, но какое... Печально, возвышенно, безумно красиво.
Музыка заслуживает отдельной похвалы. Она не создает остановку, как, например, в «Тригуне» или «Евангелионе», нет. Но она передает эмоции. Сами герои достаточно малоэмоциональны, по сравнению со многими героями других аниме. Но это не недостаток при такой музыке. Музыкальная тема «Память Фанелии» - одна из самых красивых из многих аниме. Музыку в «Видении Эскафлона» можно смело назвать одним из действующих лиц, но не главным, а второстепенным, почти незаметным, но необходимым. Без такой музыки «Эскафлон» не был бы «Эскафлоном», в чём несомненная заслуга её автора - многоопытной Ёко Канно, создавшей превосходные композиции к десяткам фильмам и сериалам.
«Видение Эскафлона» - аниме, про которое не надо много говорить. Его надо смотреть. Каждый найдет там человека, близкого себе, проблему, которую надо решить, ситуацию, в которой был. Это очень жизненное аниме, этим оно тяжело, но этим же и цепляет!